Записаться на тренировку
Записаться на тренировку

Главная / Ножевой бой / Термины

Что такое "ножевой бой"?
Разделы ножевого боя
Термины
Правила соревнований
Состязательное снаряжение
Тренировочные принадлежности

Термины

В основу терминологии школы Smart-knife, положены определения, используемые классическим фехтованием и рукопашным боем.

Многие технические элементы и тактические действия, выполняемые коротким клинком, в корне отличаются от манеры боя, например, шпагой, поэтому для точной передачи смысла таких ножевых приёмов применены оригинальные обозначения. Кроме того, введены новые понятия, характерные именно для поединка с ножом. Термины и понятия боевого раздела из данного словаря исключены.

АРСЕНАЛ ШКОЛЫ – сумма технических элементов, приёмов и тактических схем, свойственных конкретной школе (см. ТЕХНИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ, ШКОЛА, ДВИЖОК).

АТАКА (нападение) – тактическое действие, инициативная попытка сближения и/или выполнения укола, реза, удара, захвата.

АТАКА ОСНОВНАЯ – начинающая боевую схватку.

АТАКА ВСТРЕЧНАЯ – выполненная вместо защиты.

АТАКА ПОВТОРНАЯ – выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.

АТАКИ ОБОЮДНЫЕ – действия, начинаемые обоими спортсменами одновременно.

АТАКА С ДЕЙСТВИЯМИ НА ОРУЖИЕ – состоящая из парирования (щелчка, отбива, оппозиции, захвата вооружённой руки противника) и укола (реза, удара конечностью).

АТАКА (ОТВЕТ) С ФИНТАМИ – выполняемая с угрожающими движениями оружием и уколом (резом, ударом).

АТАКА КОМБИНИРОВАННАЯ – состоящая из действия на оружие или вооружённую руку противника, финтов и укола (реза, удара).

АТАКА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ – выполняемая за счёт преимущества в скорости движения.

АТАКА С ЗАДЕРЖКОЙ – выполняемая с кратковременной остановкой оружия по ходу выполнения финта или укола (реза).

БОЕВАЯ СТОЙКА – положение тела бойца, принимаемое им для ведения поединка.

БОЙ НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ – тактическая схема, выполняемая с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя (см. НОМЕР ПЕРВЫЙ).

БОЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ – тактическая схема, выполняемая с преимущественным применением противодействия атакам (защит и контратак), отступления и уклонения (см. НОМЕР ВТОРОЙ).

БОЙ МАНЕВРЕННЫЙ – тактическая схема, выполняемая с постоянными перемещениями по полю боя в глубину или в обход противника.

БОЙ ПОЗИЦИОННЫЙ – тактическая схема, выполняемая с незначительными перемещениями.

БОЙ СКОРОТЕЧНЫЙ – тактическая схема, поединок в атакующей манере с незначительной подготовкой боевых действий (см. НОМЕР ПЕРВЫЙ).

БОЙ ВЫЖИДАТЕЛЬНЫЙ – тактическая схема, выполняемая с продолжительной подготовкой боевых действий (см. НОМЕР ВТОРОЙ).

БРОСКИ – технические элементы, приёмы борцовского арсенала, направленные на перевод противника в партер.

ВЕЕР – приём, применяемый в школе Smart-knife, представляющий собой множественные резы, совершаемые преимущественно кистевым движением (см. ПЕРФОРАТОР).

ВЫЗОВ – тактическое действие, скрытая форма агрессии, приглашение противника к проведению действий (см. ПРОВОЦИРОВАНИЕ).

ВЫПАД – технический элемент, движение из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперёд ногу (см. ШАГ, СКАЧОК).

ГРАНИЦЫ ПОЛЯ БОЯ – естественные препятствия, ограничивающие перемещение бойцов на месте проведения боя.

ГРАНИЦЫ ПЛОЩАДКИ – линии, ограничивающие перемещение фехтовальщика в спортивном поединке.

ДВИЖОК – понятие, означающее характерную единую пластическую основу движения, определяющую формирование арсенала школы (см. СТИЛЬ, ШКОЛА).

ДЕЙСТВИЕ – сочетание приёмов, часть схватки (см. ПОЕДИНОК, СХВАТКА, ПРИЁМ).

ДЕЙСТВИЕ ПОДГОТАВЛИВАЮЩЕЕ – тактическая схема, выполняемая без задачи нанесения или отражения укола (реза).

ДЕЙСТВИЕ ОБУСЛОВЛЕННОЕ – тактическая схема, основанная на быстроте простых двигательных реакций, с предопределенным сектором/уровнем завершения нападения, направлением действия на оружие и финтов, их количеством, направлением защитных движений.

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ – тактическая схема, выполнение которой предполагалось заранее.

ДЕЙСТВИЕ ЭКСПРОМТНОЕ – тактическая схема, выполняемая при неожиданно возникающем поводе.

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДНАМЕРЕННО-ЭКСПРОМТНОЕ – тактическая схема, выполняемая с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОГО НАМЕРЕНИЯ – тактическая схема, атака противника без предварительной подготовки.

ДЕЙСТВИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ НАМЕРЕНИЙ – тактическая схема, преднамеренное предоставление противнику инициативы для проведения контратаки в ходе непрерывной схватки.

ДЕЙСТВИЕ С ВЫИГРЫШЕМ ТЕМПА – тактическая схема, атака за счёт преимущества над противником в быстроте.

ДИСТАНЦИЯ – расстояние между бойцами.

ДИСТАНЦИЯ ПЛОТНАЯ – расстояние от собственного тела до острия собственного ножа в боевой стойке.

ДИСТАНЦИЯ БЛИЖНЯЯ – расстояние, с которого можно поразить противника уколом (резом) без сближения.

ДИСТАНЦИЯ СРЕДНЯЯ – расстояние, с которого можно поразить противника уколом (резом) с подшагом.

ДИСТАНЦИЯ ДАЛЬНЯЯ – расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (резом), сделав предварительно выпад или подскок.

ДИСТАНЦИЯ СВЕРХДАЛЬНЯЯ – расстояние, превышающее длину атаки с выпадом или скачком.

ДОКТРИНА ФЕХТОВАЛЬЩИКА – понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.

ЗАКРЫТИЕ – технический элемент, возвращение в боевую стойку после атаки, защиты или перемещения.

ЗАХВАТ – технический элемент, силовое удержание вооружённой руки, либо другой части тела противника.

ЗАЩИТА – отражение атаки или контратаки противника оружием или конечностями.

ЗАЩИТА СЕКТОРНАЯ – приём, применяемый для отражения нападения противника во внутренний или внешний сектор (см. ПЛОСКОСТИ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ).

ЗАЩИТА УРОВНЕВАЯ – приём, применяемый для отражения нападения противника в верхний или нижний уровень (см. ПЛОСКОСТИ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ).

ЗАЩИТА ЗОНТИЧНАЯ – приём, применяемый в школе Smart-knife для отражения нападения противника при разнонаправленных перемещениях его клинка, и представляющий собой множественные резы и уколы, суммарно создающие динамическую защиту.

ИГРА ОРУЖИЕМ – перемещение клинка, как при отсутствии, так и при наличии контакта с оружием противника.

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕРЕД БОЕМ – положение бойца для приветствия.

КОМБИНАЦИЯ ПРИЁМОВ (ДЕЙСТВИЙ) – последовательность непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.

КОНТРАТАКА – нападение на противника после оппозиции, отбива или сразу после его атаки (см. РИПОСТ, ОППОЗИЦИЯ).

КОЧКИ – один из трёх способов маневрирования, применяемых в школе Smart-knife, представляющий собой увёртки за счёт псевдо-хаотичного перемещения общего центра тяжести при постоянной смене точки опоры (см. ЧЕЛНОК).

ЛЕЗВИЕ – край клинка, предназначенный для выполнения реза, в спорте – его маркерная часть (см. ОСТРИЁ КЛИНКА).

ЛОЖНОЕ НАПАДЕНИЕ – приём, выполняемый с меньшей амплитудой, скоростью или точностью для введения противника в заблуждение относительно качества своей технико-тактической подготовки (см. ЛОЖНАЯ ЗАЩИТА, ПРОВОЦИРОВАНИЕ).

ЛОЖНАЯ ЗАЩИТА – приём, выполняемый с техническими или временными погрешностями для имитации доступности к атаке противника (ЛОЖНОЕ НАПАДЕНИЕ, ПРОВОЦИРОВАНИЕ).

МАНЕВРИРОВАНИЕ – перемещение по полю боя более чем на два шага.

МАСКИРОВКА – тактическое действие, отвлекающее противника или скрывающее намерения спортсмена.

НАМЕРЕНИЕ – тактическая задача боевого действия.

НАПАДЕНИЯ ВСТРЕЧНЫЕ – атаки, выполненные с целью противодействия атакующему противнику, при взаимных попытках нанесения укола, реза или приёмов рукопашного боя (см. АТАКА ВСТРЕЧНАЯ, КОНТРАТАКА).

НОЖЕВОЙ БОЙ – многозначное понятие, включающее:

  • систему подготовки к ведению боя ножом;
  • фехтование противников, вооружённых ножами;
  • приёмы обезоруживания и другие элементы рукопашного боя, целесообразные в условиях использования ножа.

Внезапная атака ножом при отсутствии противодействия относится к боевому разделу или к криминальному нападению.

НОМЕР ПЕРВЫЙ – боец, ведущий поединок инициативно, предпочитающий атакующие тактические схемы и завоевание поля боя (см. БОЙ СКОРОТЕЧНЫЙ, БОЙ НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ).

НОМЕР ВТОРОЙ – боец, ведущий поединок пассивно, предпочитающий ответные тактические схемы, отступления и уклонения (см. БОЙ ВЫЖИДАТЕЛЬНЫЙ, БОЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ).

ОБВОДКА – приём, применяемый в школе Smart-knife, представляющий собой атаку тела противника, выполняемую мимо его вооружённой руки или защиты.

ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ – приём, направленный на потерю или завладение оружием противника.

ОБУХ – край клинка, противоположный лезвию.

ОППОЗИЦИЯ – технический элемент, силовое воздействие оружием на оружие или вооружённую руку противника ходе нападения (см. ОТБИВ).

ОРУЖИЕ ФЕХТОВАЛЬНОЕ – спортивный снаряд, имитирующий нож: тренировочный или соревновательный (маркер).

ОСТРИЁ КЛИНКА – конец оружия, предназначенный для нанесения укола, в спорте – передняя часть маркера (см. ЛЕЗВИЕ).

ОТБИВ – технический элемент, отражение клинка или вооружённой руки противника ударом конечности (см. ОППОЗИЦИЯ).

ОТБИВ ПОДСТАНОВКОЙ – технический элемент, подставка клинка или конечности для остановки атаки противника.

ОТВЕДЕНИЕ – технический элемент, увод клинка или конечности противника в сторону.

ОТВЕТ – нападение, выполняемое непосредственно после защиты (см. РИПОСТ).

ОТСКОК – технический элемент, перемещение бойца от противника в сторону или назад с использованием безопорной фазы (см. СКАЧОК).

ПАРИРОВАНИЕ – все виды защиты оружием.

ПЕРЕХВАТЫ – приёмы, применяемые в школе Smart-knife, представляющие собой различные способы перенаправления и захвата атакующей конечности противника (см. ОТВЕДЕНИЕ, ЗАХВАТ).

ПЕРФОРАТОР – приём, применяемый в школе Smart-knife, представляющий собой множественные темповые уколы, выполняемые преимущественно короткой амплитудой (см. ВЕЕР).

ПЛОСКОСТИ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ – условные плоскости, проходящие через кисть вооружённой руки в сагиттальном (вертикальном переднезаднем) и трансверсальном (горизонтальном) направлениях, и делящие фронтальную плоскость на сектора и уровни (см. СЕКТОР, УРОВЕНЬ).

ПОВЕРХНОСТЬ ПОРАЖАЕМАЯ – в спортивном фехтовании это участки поверхности тела, попадания в которые засчитываются. По правилам школы Smart-knife всё тело делится на зоны, при попадании в ту или иную зону маркерным ножом с участника снимается количество баллов условно соответствующее тяжести поражения.

ПОВЕРХНОСТЬ НЕПОРАЖАЕМАЯ – в спортивном фехтовании это участки поверхности тела, попадание в которые клинком не засчитывается (ограничения вызваны особенностями снаряжения); по правилам школы Smart-knife "непоражаемых поверхностей" нет.

ПОЕДИНОК – соперничество, состязательный бой, чаще всего – единоборство (сравни поЕДИНок и ЕДИНоборство).

ПОЗИЦИЯ – положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности.

ПОРЕЗ – результат реза, резаная рана; в спорте – маркерный след от прикосновения лезвия (см. РЕЗ, УКОЛ, ПРОКОЛ).

ПРИЁМ – логически завершённая комбинация технических элементов в ходе реализации действия (см. СХВАТКА, ДЕЙСТВИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ).

ПРИЁМЫ МАНЕВРИРОВАНИЯ – технические элементы для изменения дистанции и/или угла атаки: шаги, скачки, отскоки, выпады, пробежка; основной тактический инструментарий.

ПРИЁМЫ НАПАДЕНИЯ – инициативные действия: сближение, укол, рез, удар, захват, бросок.

ПРИЁМЫ ЗАЩИТЫ – пассивные действия: отход, отскок, отбив, подставка, отведение, захват, закрытие.

ПРОБЕЖКА – приём, совокупное применение бега и скачков или серии скрестных шагов.

ПРОВОЦИРОВАНИЕ – тактическое действие, демонстрация беспрепятственности применения приёма противником: умышленное допущение ошибок в технике, имитация усталости и потери координации или скорости (см. ВЫЗОВ, ЛОЖНАЯ ЗАЩИТА, ЛОЖНОЕ НАПАДЕНИЕ).

ПРОКОЛ – результат укола, колотая рана; в спорте – маркерный след от прикосновения острия к телу противника (см. УКОЛ, РЕЗ, ПОРЕЗ).

РАЗВЕДКА – тактическое действие, применяемое в поединке для получения представления о возможностях противника.

РЕЗ – технический элемент, представляющий собой прикосновение лезвия с последующим протягиванием (см. ПОРЕЗ, УКОЛ, ПРОКОЛ).

РЕМИЗ – повторное нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа; преследование.

РИПОСТ – быстрый ответный удар (см. ОТВЕТ, КОНТРАТАКА).

СЕКТОР – часть фронтальной поверхности, находящаяся изнутри (со стороны безоружной руки) или снаружи условной сагиттальной плоскости, проходящей через кисть вооружённой руки (см. УРОВЕНЬ, ПЛОСКОСТИ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ).

СЕКТОР ЗЕЛЁНЫЙ – понятие, применяемое в школе Smart-knife, для обозначения наиболее выгодного в атаке пространства спереди бойца.

СЕКТОР КРАСНЫЙ – понятие, применяемое в школе Smart-knife, для обозначения пространства за спиной, выходящего за границы обзора. Этот сектор для отхода от противника на выгоден.

СКАЧОК – технический элемент, перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы (см. ОТСКОК, ШАГ, ВЫПАД).

СКРЕСТНЫЙ ШАГ – технический элемент, перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.

СКРУЧИВАНИЕ – технический элемент, защита, совмещающая вращение вокруг вертикальной оси с одновременным перемещением во внутренний или внешний сектор противника (см. УКЛОНЕНИЕ).

СТИЛЬ – возможна двойная трактовка этого понятия:

  1. оригинальная выразительная манера движения, стержневая основа, привычный способ решения задач техническим арсеналом школы (см. ДВИЖОК);
  2. модель техники, идеально приспособленная к индивидуальным возможностям спортсмена.

СТОЛКНОВЕНИЕ – технический элемент, резкое соприкосновение какими-либо частями тела по инициативе одного или обоих спортсменов.

СФЕРА ДОСЯГАЕМОСТИ – понятие, применяемое в школе Smart-knife для систематизации и понятного описания действий фехтовальщика, помещённого в воображаемую сферу, "оболочка" которой очерчивается остриём клинка, удерживаемого в выпрямленной руке. СФЕРА разделена фронтальной плоскостью на две равные полусферы – переднюю и заднюю.

СХВАТКА – отдельный эпизод боя, состоящий из непрерывно следующих действий между двумя паузами (см. ПОЕДИНОК, ДЕЙСТВИЕ, ПРИЁМ).

ТАКТИКА – характер и план ведения боя, совокупность способов обыгрывания, реализуемых бойцом посредством технических элементов (см. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ).

ТАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА – образ действий в схватке.

ТЕМП – частота движений в течение схватки.

ТЕХНИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ – совокупность технических элементов и приёмов фехтовального боя, рукопашного боя и обезоруживания (см. АРСЕНАЛ ШКОЛЫ).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ – средства решения тактических задач; простейшие движения, выполняемые в атаке и защите, в маневрировании: укол, рез, рубящий удар, удар, захват, бросок, закрытие, оппозиция, отбив, отведение, щелчок, столкновение; скручивание, уклонение, отскок, шаг, выпад, скрестный шаг, скачок.

УГОЛ АТАКИ – угол между направлением движения оружия и медиальной плоскостью противника (серединной плоскостью, разделяющей тело на правую и левую половины).

УДАР РУБЯЩИЙ технический элемент, кратковременный резкий толчок лезвием, вызывающий разделение цели на части, характерен для тяжёлого оружия (см. РЕЗ, УКОЛ).

УКЛОНЕНИЕ – технический элемент, поступательное смещение из атакуемого сектора или уровня (см. СКРУЧИВАНИЕ).

УКОЛ – технический элемент, представляющий собой удар или толчок остриём.

УКОЛ (РЕЗ) ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – нанесённый в поражаемую поверхность с отчётливым маркерным следом.

УКОЛ (РЕЗ) НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – нанесенный со смазанным маркерным следом, либо запрещённый правилами.

УРОВЕНЬ – часть поверхности, находящаяся снизу или сверху условной горизонтальной плоскости, проходящей через кисть вооружённой руки.

ФЕХТОВАНИЕ – поединок холодным оружием как процесс, а также дисциплина, изучающая способы ведение боя холодным оружием (см. НОЖЕВОЙ БОЙ, ПОЕДИНОК).

ФЕХТОВАНИЕ СПОРТИВНОЕ – вид спорта, использующий спортивное оружие, имитация поединка на оружии боевом (см. ОРУЖИЕ ФЕХТОВАЛЬНОЕ).

ФИНТ – инициативный приём, вызывающий у противника реагирование защитой.

ЧАСТИ КЛИНКА – в фехтовании длинным клинком – это условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к рукояти) части.

ЧЕЛНОК – способ маневрирования, при котором перемещение осуществляется преимущественно скачками в переднезаднем или фронтальном направлении, внешне схож с боксёрской манерой перемещений (см. КОЧКИ).

ЧУВСТВО БОЯ – способности бойца, суммирующие его чувство времени, чувство дистанции и чувство оружия.

ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ – специализированная способность бойца, основанная на верной оценке своевременности действий своих и противника.

ЧУВСТВО ДИСТАНЦИИ – специализированная способность бойца, основанная на точности оценки расстояния до противника и связанная с этой оценкой результативность действий.

ЧУВСТВО ОРУЖИЯ – специализированная способность бойца, основанная на верном восприятии массогабаритных  ощущений своего оружия и безошибочной интерпретации динамических возможностей клинка противника.

ШАГ – технический элемент, перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу; может быть с ближней или дальней от противника ноги, со сменой или без смены стойки (см. СКАЧОК, ВЫПАД, СКРЕСТНЫЙ ШАГ).

ШКОЛА – система преподавания с собственными: движком, арсеналом, целями, методиками, ступенями развития и критериями качества подготовки учеников, преемственностью в накоплении опыта (см. СТИЛЬ, ДВИЖОК).

ЩЕЛЧОК – технический элемент, применяемый в школе Smart-knife, представляющий собой резкий, отрывистый хлопок, отбив оружия противника клинком или конечностью.

ЭФФЕКТ ОСТАНАВЛИВАЮЩИЙ – временная остановка атаки и/или сближения бойца в результате воздействия на него оружием, приёмами рукопашного боя или другим внешним воздействием.

ЭФФЕКТ ПОРАЖАЮЩИЙ – возникновение у бойца состояния, гарантирующего длительную или абсолютную невозможность продолжения поединка вследствие пропущенной им атаки.

 

© 2009 Ножевой бой: обучение по школе Smart-knife